Мне посчастливилось попасть на встречу с Петром Михайловичем Червоненко, фронтовиком, писателем и заслуженным учителем.
«Какими мы были? У вас ведь тоже вопрос возникает. Какие выросли в то время люди, раз победили такого врага?» — этими вопросами начал своё выступление Пётр Михайлович. Он рассказал, как выглядело начало войны глазами простого ребёнка: как во время весёлой игры пробегающий мимо мальчик крикнул: «Война!», как по радио выступил В.М.Молотов, обещая, что победа будет за Россией… И как прекратилась игра, и дети оказались в «совершенно другом мире». А потом пара ребят, с которыми играл Пётр Червоненко, станут героями Советского Союза. Это Пётр Макарович Сыкало и Геннадий Алексеевич Шадрин. Ветеран рассказал, что в молодости был очень упрямым: пошёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что командир дважды его отговаривал и даже учиться в военно-инженерном Ленинградском училище начал только тогда, когда генерал пообещал, что через две недели Пётр сможет перевестись на отделение «катюш». Но как раз через две недели это отделение закрыли. Юноша взбунтовался и стал писать гневные рапорты генералу. Его вызвали к капитану СМЕРШа. На слова Петра, что он доброволец и просится на фронт, а не в тыл, капитан ответил: «Вы думаете, я здесь сижу по своей воле? У меня сын на фронте, он приедет и скажет: «Расскажи, папаша, как протирал штаны в тылу!». Что я ему смогу сказать? Сейчас нам не до капризов!» Но в итоге разговор закончился мирно, и Пётр Червоненко стал командовать понтонным взводом, который впоследствии стал лучшим на 1-м Украинском фронте.
Ветеран всё же дал ответы на вопросы, которыми начал свою историю: «Что моё поколение отличает, это умение слушать и слышать. Были любознательными, хотя по нынешним меркам знания наши были гораздо скромнее. Но мы очень любили свою страну.» Именно любовь к стране заставляла людей идти на верную смерть, и примеров такого патриотизма в русской истории достаточно.
После войны ветеран работал в Краснозаводской школе, а потом и в Бужаниновской — везде он показывал, что жизнь учителя не заканчивается на уроках, и школа может стать «вторым домом».
Так, вкратце, Пётр Михайлович Червоненко рассказал нам свою историю.
Тернавская Анна, 10 класс.