Первое занятие прошло 18 октября, и на нём присутствовали 7 человек: ученики 10-11 классов и Алевтина Николаевна Пурдышева, сотрудница гимназии.
Организовал кружок Ростислав Игоревич Русаков, 25-летний учитель химии, выпускник МИТХТ и победитель регионального этапа конкурса поэзии им. В. Маяковского. Преподавать он начал с декабря 2018 года и на первом же занятии в 10 классе сказал, что хочет сделать химию интересной. Ставить опыты, давать знания, которые пригодятся в жизни, отвечать на все вопросы и объяснять ещё раз, если надо. Спустя месяц гимназисты узнали, что учитель приезжает к ним из соседней области, и времени на дорогу тратит чуть меньше, чем полдня. Дети задумались. Пока они разговаривали с химиком после уроков, узнали, что он пишет стихи. Тогда за Ростиславом Игоревичем навсегда закрепилась репутация нестандартного человека.
«Идея как бы живёт во мне постоянно – где я появляюсь и нахожу единомышленников, там и возникают разговоры о поэзии. Если нас становится больше трёх человек, то это уже своеобразный кружок. Такой кружочек у меня был, когда я учился в школе; в университете он был огромным, теперь образовывается что-то похожее там, где я живу – в Подольске, и там, где работаю – в Посаде.
Так что, по Чехову, ружьё было заряжено давно, а выстрелило только теперь – когда само пространство вокруг начало требовать: "Ну, чего ты тянешь – давай уже, здесь это нужно!"»
И действительно, на первое занятие сразу же захотели прийти около 10 человек. Пришло 7: кто-то заболел, кто-то репетировал Осенний бал — но Ростислав Игоревич не думал, что нас будет так много.
Цель, которую поставил перед собой организатор кружка, — изучить современную поэзию. Дело в том, что школьная программа отстаёт от науки и культуры, поэтому последний период, который дети рассматривают в учебнике по литературе, — середина 20 века. На встречах мы будем обсуждать поэтов, которые перешагнули этот рубеж и писали или продолжают писать до начала 21 века.
Если говорить в целом, занятия будут делиться на блоки:
Я думаю, да. И объясню, почему. С первой секунды в кружке возникла семейная атмосфера, и было не страшно говорить. Потому что мы, слушатели, постоянно отвечали на вопросы Ростислава Игоревича: что для вас поэзия? вам нравится этот стих? что вы думаете? Мы не просто следили за ходом лекции, а были её участниками.
В ходе разговоров мы получили достаточно полезной информации и о форме, и о содержании стихотворений, которая помогает уловить их смысл.
В дополнение ко всему Ростислав Игоревич прочитал совершенно отличающиеся друг от друга стихотворения нескольких авторов, живших на стыке 20-21 веков. Я считаю, это было правильным решением, потому что если дети узнают о многообразии поэзии на первом занятии, им захочется остаться ещё. Ученики найдут стихотворения, которые им нравятся, и поймут, что поэзия намного многограннее, чем они думают.
Но самый главный показатель успешности — мнение слушателей. 4 из 7 человек сказали, что они пришли не зря и в будущем также планируют посещать встречи.
Не стоит забывать, что мы рассматриваем занятие критически, поэтому я расскажу не только о его преимуществах, но и о недостатках. Например, время. Два часа в кабинете — это много даже для кружка, но преподаватель уже успокоил нас: дальше встречи будут не такими длинными. Также во время лекции Ростислав Игоревич иногда уходил в абстрактные или философские размышления. Мне, например, они помогли шире рассмотреть феномен поэзии и понять его, в то же время для другого человека они оказались бы совершенно бесполезными. Этот факт нельзя отнести в категорию минусов или плюсов, но я думаю, что ни одна фраза не была сказана зря.
Тем, кто пишет или просто любит стихи, и, наверное, отчасти мечтателям. Если у вас хорошее воображение, есть шанс, что вы потеряетесь в мирах, которые открывают поэтические тексты. Возможно, закружится голова и вы будете ходить в своих мыслях оставшийся день, потому что мозг перегружен обилием информации. Я не могу рекомендовать кружок всем, но если вам хочется узнать о современной поэзии, которую ещё не включили ни в один учебник по литературе, вас не интересует литература как школьный предмет, вы всё ещё ищете себя — приходите.
Тернавская Анна, 11 класс.