"Не только стихи"

18.10.2019
79

Первое занятие прошло 18 октября, и на нём присутствовали 7 человек: ученики 10-11 классов и Алевтина Николаевна Пурдышева, сотрудница гимназии.

Организовал кружок Ростислав Игоревич Русаков, 25-летний учитель химии, выпусник МИТХТ и победитель регионального этапа конкурса поэзии им. В. Маяковского. Преподавать он начал с декабря 2018 года и на первом же занятии в 10 классе сказал, что хочет сделать химию интересной. Ставить опыты, давать знания, которые пригодятся в жизни, отвечать на все вопросы и объяснять ещё раз, если надо. Спустя месяц они узнали, что учитель приезжает к ним из соседней области, и времени на дорогу тратит чуть меньше, чем полдня. Дети задумались. Пока они разговаривали со своим химиком после уроков, узнали, что он пишет стихи. Тогда за Ростиславом Игоревичем навсегда закрепилась репутация нестандартного человека.

У него мы и спросили, как возникла идея кружка.

«Идея как бы живёт во мне постоянно – где я появляюсь и нахожу единомышленников, там и возникают разговоры о поэзии. Если нас становится больше трёх человек, то это уже своеобразный кружок. Такой кружочек у меня был, когда я учился в школе; в университете он был огромным, теперь образовывается что-то похожее там, где я живу – в Подольске, и там, где работаю – в Посаде.

Так что, по Чехову, ружьё было заряжено давно, а выстрелило только теперь – когда само пространство вокруг начало требовать: "Ну, чего ты тянешь – давай уже, здесь это нужно!"»

И действительно, на первое занятие сразу же захотели прийти около 10 человек. По факту пришло 7: кто-то заболел, кто-то репетировал Осенний бал — однако Ростислав Игоревич не думал, что нас будет так много.

Цель, которую поставил перед собой организатор кружка, — изучить современную поэзию. Дело в том, что школьная программа отстаёт от науки и культуры, поэтому последний период, который дети рассматривают в учебнике по литературе, — середина 20 века. На встречах мы будем обсуждать поэтов, которые перешагнули этот рубеж и писали или продолжают писать до начала 21 века.

Если говорить в целом, занятия будут делиться на блоки:

1. Поэзия как явление

2. Мировая поэзия

3. Структура стихотворения

4. Поэты. От 21 века до "золотого"

Сначала мы говорили о поэзии в целом.

Первое занятие. Удалось?

Я думаю, да. И объясню, почему. С первой секунды в кружке возникла атмосфера семейности, и было не страшно говорить. Потому что мы, слушатели, постоянно отвечали на вопросы Ростислава Игоревича: что для вас поэзия? вам нравится этот стих? что вы думаете? Мы не просто следили за ходом лекции, а были её участниками.

В ходе разговоров мы получили достаточно полезной информации и о форме стихотворений и о содержании, которая помогает уловить их смысл.

В дополнение ко всему Ростислав Игоревич прочитал нам совершенно отличающиеся друг от друга стихотворения нескольких авторов, живших в на стыке 20-21 веков. Я считаю, это было правильным решением, потому что если дети узнают о многообразии поэзии на первом занятии, им захочется остаться ещё. Потому что найдут тексты, которые им подходят, и поймут, что поэзия намного многограннее, чем они думают.

Но самый главный показатель успешности — мнение слушателей. 4 из 6 человек сказали, что они пришли не зря и в будущем так же планируют посещать встречи.

Не стоит забывать, что мы рассматриваем занятие критически, поэтому я расскажу не только о его преимуществах, но и о недостатках. Например, время. Два часа в кабинете — это много даже для кружка, но преподаватель уже успокоил нас: в будущем занятия будут не такими длинными. Также во время лекции Ростислав Игоревич иногда уходил в абстрактные или философские размышления. Мне, например, они помогли шире рассмотреть феномен поэзии и понять его, в то же время для другого человека они оказались бы совершенно бесполезными. Этот факт нельзя отнести в категорию минусов или плюсов, но я думаю, что ни одна фраза не была сказана зря.

Кому стоит посетить кружок?

Тем, кто просто любит или пишет стихи, кто хочет углубиться в эту тему, и, наверное, отчасти мечтателям. Если у вас хорошее воображение, есть шанс, что вы потеряетесь в мирах, которые открывают поэтические тексты. Возможно, закружится голова и вы будете ходить в своих мыслях оставшийся день и "тормозить", потому что голова перегружена обилием информации. Я не могу рекомендовать кружок всем, но если вам хочется узнать о современной поэзии, которую не включили ни в один учебник по литературе, вас не интересует литература как предмет, вы всё ещё ищете себя — приходите.

Тернавская Анна, 11 класс.