А
А
А
А
А
А
Без изображений
С изображениями
Обычная версия

Творим и исследуем

29.05.2019
8 1341

Во вторник, 21 мая, в гимназии прошла конференция научно-исследовательских и творческих проектов «Гармония мироздания», где учащиеся предоставили на суд жюри свои работы.

«Правда о жизни Ивана Грозного»

Первой выступила Варвара Глозман, ученица 6 класса, с докладом «Правда о жизни Ивана Грозного». Научным руководителем Варвары стал Роман Викторович Овчаренко, учитель истории. Вопреки моим ожиданиям, Варвара осветила не только положительные, но и отрицательные стороны личности царя. Конечно, не обошлось без сопоставления Ивана IV с более жестокими западными правителями, но, я предполагаю, это было сделано для того, чтобы у младших гимназистов не возник стереотип об идеальной Европе. Большая часть доклада была посвящена архитектурному наследию эпохи Ивана Грозного: построенным в то время храмам, монастырям и городам.


Проект Варвары победил в номинации «За актуальность», что, думаю, сомнительно: споры о канонизации мстительного царя давно прошли, и период с 1547 по 1584 год стал лишь темой по истории.

«Пословицы и поговорки»

Под руководством Ольги Николаевны Савиной, преподавательницы русского языка и литературы, выступила Мария Савина, ученица 6 класса. В своей работе Мария ответила на волнующий многих вопрос «чем отличаются пословицы от поговорок?» и рассказала, как они появились. Слушателей увлёк разбор некоторых поговорок — удивительно, насколько сильно изменился их смысл с времён Древней Руси. Например, когда вы говорите «в семье не без урода», то, я уверена, имеете в виду далеко не наследника!

Мария Савина, 6 класс

«Пословица — жемчужина народной мудрости» — такой вывод сделала в конце своего выступления Мария.

«Забытая…»

Следующее выступление впечатлило и вдохновило меня — так увлечённо две Елизаветы — Шукан и Кузнецова — рассказывали о забытой художнице! О мастере миниатюры, силуэта, росписи по стеклу и фарфору, иллюстраторе Елизавете Меркурьевне Бём. Почему именно о ней? Потому что память об этой удивительной женщине, как и о многих талантливых людях царского времени была стёрта большевиками.


Великолепная подача материала и интересные факты оценили не только слушатели, но и жюри. Работа подопечных Людмилы Михайловны Пашковой, учительницы рисования, победила в номинации «За художественный замысел».

«Число Фидия»

Под руководством Алексея Владимировича Лебедева, учителя математики, выступила пятиклассница Ольга Забелич. Название темы не предвещало ничего интересного, но спустя пять минут я уже не хотела отвлекаться от доклада на конспектирование. Ольга рассказала о золотом сечении и последовательности Фибоначчи, а также об отражающей её спирали. Её давно увидели в строении живых организмов учёные — Ольга завершила свой рассказ коротким роликом об этой удивительной закономерности.


Эта далеко не единственная работа, посвящённая математике, победила в номинации «За оригинальность».

«Математика в музыке»

Объяснить связь между музыкой и математикой попытались Алёна Костюковская и Ульяна Бражник. Они сравнили математические интервалы и дроби с музыкальными, выявили сходства математики и музыки. Затем девочки показали как звучат даты рождения разных людей: они приписали каждой ноте число, например, 1 — до, 2 — ре и так далее.

Наталья Владимировна Ефимова, научный руководитель сказала: «В своей работе мы хотели бы показать взаимосвязь математики и музыки. И, надеемся, после нашей работы появятся люди, которые заинтересуются обоими этими предметами — казалось бы, такими разными».

«Сергиевский Посад накануне революции»

Ещё один необычный и, на мой взгляд, актуальный проект представили Александра Стрельникова и Мария Логинова. Научный руководитель, Александр Сергеевич Стрельцов, расшифровал записи профессора МДА Александра Дмитриевича Беляева. Именно они помогли исследовать до- и послереволюционный Посад, услышать о жизни города новые факты и подробности. История забывается, и мало кто помнит, что в здании возле Сергиево-Посадского исторического музея, там где теперь «Fixprice» и «Терволина», раньше была Сергиевская женская гимназия. А торговый центр «Времена года» — ничто иное как дом купца Гавриила Когтева!


Я считаю, этот проект наиболее актуальным, особенно для младших поколений. Печально, что работа не победила ни в одной номинации, хотя к ней были приложены гигантские усилия.

Поздравляем всех победителей и их научных руководителей! В этом году большинство работ были действительно увлекательными, и я очень благодарна всем участникам за то, что они сделали мероприятие таким.


После конференции я задала несколько вопросов Алексею Владимировичу Лебедеву, заместителю директора по научно-методической работе, учителю математики и научному руководителю участников «Гармонии мироздания».

Алексей Владимирович, Вы уже не первый год являетесь научным руководителем. Что заставляет вас снова участвовать в «Гармонии мироздания»? И какая цель у конференции?

Я считаю, что учащиеся гимназии должны получать не только базовое образование, но и расширять свой кругозор и открывать для себя новые горизонты. Как раз проведение «Гармонии мироздания» способствует включению ребят в новые сферы жизни.

Какую часть работы выполняют учащиеся, а какую — руководитель?

Большую часть проекта занимает презентация, но, к сожалению, урок информатики начинается с 8 класса, и ученикам 5-7 классов достаточно сложно самостоятельно выполнить эту работу, поэтому приходится помогать. Ольга Забелич, например, сама приносила материал, и мы на его основе составляли презентацию. Также гимназист не может выбрать тему, и мы (научные руководители — прим. ред.) подсказываем. Но помогаем только в этом.

Как вы выбираете учеников, которые будут участвовать в «Гармонии мироздания»?

Я смотрю на качества, которыми обладает ученик. В первую очередь, должна быть ответственность. Очень обидно, когда я готовлюсь с учеником, а он не приходит на конференцию или не готовится, как следует. Второе — это ораторские способности. И третье — желание выйти за пределы своего кругозора.


Напоминаем, «Гармония мироздания» — ежегодная конференция научно-исследовательских и творческих проектов, где могут участвовать все гимназисты с 5 по 11 класс.

Анна Тернавская, 10 класс